УСТРОЙСТВО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ БАЗОВОГО БУЛЬДОЗЕРА

Двигатель в сборе с гидротрансформатором (рис.7) установлен на опорах с резиновыми амортизаторами. Передняя опора установлена на съемную поперечную балку (рис.8) рамы бульдозера. Узлы задних опор закреплены на гидротрансформаторе.

Установка двигателя
Рис.7. Установка двигателя:
1 – передняя опора; 2 - двигатель ЯМЗ-236Н-3;3 – гидротрансформатор
Установка балки
Рис.8. Установка балки:
1 – балка; 2 – болт с шайбой

На двигателе при установке крышки на лючок картера маховика снят и приложен в ЗИП указатель метки поворота маховика.

Для проведения проверки и регулировки угла опережения впрыскивания топлива снять крышку люка, указатель установить на место. После проведения работы указатель снять и приложить в ЗИП, закрыть лючок крышкой.

На двигателе установлена система питания воздухом, включающая в себя воздухоочиститель, глушитель, выхлопную трубу и воздуховоды.

Воздухоочиститель двухступенчатый: первая ступень - мультициклонный очиститель 5 (рис.9), состоящий из пятнадцати прямоточных циклонов и патрубка 4 для эжекторного автоматического отсоса пыли. Вторая ступень 8 – основной бумажный фильтрующий элемент 3 (рис.10) и предохранительный фильтр-патрон 2, представляющий собой металлический каркас с матерчатым чехлом. Воздухозаборник с сеткой для предварительной очистки воздуха.

Система питания воздухом двигателя
Рис.9. Система питания воздухом двигателя:
1 – глушитель; 2 – кронштейн; 3 – выхлопная труба; 4 – трасса отсоса пыли из мультициклона; 5 – мультициклон (первая ступень очистки воздухоочистителя двигателя): 6 – рама капота; 7 – кронштейн крепления воздухоочистителя;8 – вторая ступень воздухоочистителя; 9 – трасса подвода воздуха к турбокомпрессору; 10 – трасса отвода выхлопных газов от турбокомпрессора.
Воздухоочиститель (вторая ступень)
Рис.10. Воздухоочиститель (вторая ступень):
1 – корпус воздухоочистителя; 2 – чехол; 3 – элемент фильтрующий; 4 – шпагат; 5 – каркас; 6, 8 – крышка; 7, 9 – прокладка; 10 – гайка; 11 – шайба

На кронштейне турбокомпрессора установлен ограничитель (рис.11), с помощью которого двигатель отрегулирован на частоту вращения 1800 об/мин, после чего болт 5 с гайкой6 запломбирован. Снятие пломбы (с последующим пломбированием) допускается только с составлением соответствующего акта и записью в формуляре.

Установка ограничителя
Рис.11. Установка ограничителя:
1 – кронштейн турбокомпрессора; 2, 5, 10 – болт;
3, 11 – шайба; 4 – кронштейн; 6 – гайка;
7 – проволока; 8 – рычаг управления регулятором; 9 - втулка

Управление двигателем осуществляется из кабины бульдозера рычагом и педалью управления подачей топливаи рукояткой глушения двигателя с помощью тросовых приводов (рис.12).

Рычаг 9 (рис.12)и педаль 8управления подачей топлива предназначены для изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Верхнее положение педали соответствует максимальной частоте вращения, нижнее положение – работе двигателя.

Подача топлива увеличивается при перемещении рычага 9вверх, перемещение рычага в крайнее нижнее положение уменьшенном до минимально устойчивой частоте вращения.

Рычаг управления подачей топлива фиксируется в любом положении.

Рукоятка глушения двигателя 10 предназначена для остановки двигателя, для чего вытянуть ее вверх до упора.

Для остановки двигателя уменьшить подачу топлива, дать двигателю поработать 2 – 3 минуты на малой частоте вращения, перевести рычаг управления подачей топлива 9 в крайнее нижнее положение и вытянуть до упора рукоятку 10 глушения двигателя. После остановки двигателя рукоятку 10 утопить.

В зимний период эксплуатации, на время стоянки бульдозера, рукоятку глушения двигателя вытянуть вверх и зафиксировать.

Привод управления топливным насосом двигателя
Рис.12. Привод управления топливным насосом двигателя:
1– рычаг управления регулятором (подачей топлива); 2 – глушитель; 3 – выхлопная труба; 4 – капот; 5 – мультициклон;
6 – воздушный фильтр; 7 – кронштейн; 8 – педаль деселератора; 9 – рычаг управления подачей топлива; 10 – рукоятка останова; 11, 13, 14 – тяга; 12 – рычаг; 15 – акселератор; 16 – рычаг останова;
В – трос привода останова;
С – трос привода управления регулятором

Система питания (рис.13) двигателя заполняется через заливную горловину 12 топливного бака, на днище которого расположен сливной клапан 11.

Для поступления топлива из бака в топливную систему двигателя открыть проходной кран 3.

В составе системы установлен фильтр грубой очистки топлива с сетчатым фильтрующим элементом и краном для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы и предварительной прокачки топлива служит ручной насос, установленный на двигателе.

Система питания топливом двигателя и бак гидросистемы бульдозера
Рис.13. Система питания топливом двигателя и бак гидросистемы бульдозера:
1 – трасса слива топлива от форсунок; 2 – трасса подвода из баков топлива к двигателю; 3 – топливный кран; 4 – трубка подвода топлива к фильтру грубой очистки; 5 – трасса слива топлива из насоса высокого давления двигателя: 6 – переливная труба топливных баков; 7 – упор кабины; 8 – правый топливный бак (объем ≈234 литров); 9 – трубка сапуна правого топливного бака; 10 – датчик уровня топлива; 11 – сливной клапан; 12 – заливная горловина; 13 – сапун топливного бака (закреплен на стойке ROPS); 14 – трубка сапуна левого топливного бака; 15 – уровень жидкости визуальной с термометром; 16 – бак гидросистемы (90 литров); 17 – фильтр гидросистемы; 18 – кронштейн крепления баков к крыльям рамы трактора; 19 – сливная пробка и сапун бака гидросистемы; 20 – пробка сифона забора масла из бака гидросистемы;21 – левый топливный бак (объем 116 литров); 22 – трубка слива топлива в баки; 23 – крышка заливной горловины топливных баков; 24 – топливомерная линейка; 25 – заправочный фильтр; 26 – пружина;
А – труба всасывания насосов гидросистем;
В – труба слива из гидросистем

Система охлаждения(рис.14)двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, служит для принудительного отвода тепла от двигателя.

Двигатель оборудован жидкостно-масляным теплообменником.

Радиатор системы охлаждения трубчатый с охлаждающими пластинами.

Вентилятор шестилопастный «толкающего» типа, с ременным приводом от шкива коленчатого вала.

Заправка системы охлаждения производится через заливную горловину 8 радиатора, закрытую пробкой, до уровня нижней кромки успокоительного стакана.

В блоке с радиатором системы охлаждения установлен масляный радиатор ГМТ.

Установка радиаторов
Рис.14. Установка радиаторов:
1 – трасса отвода охлаждающей жидкости;2 – амортизатор; 3 – радиатор масляный; 4 – щиток; 5 – уплотнение;
6– блок радиаторов; 7 – кронштейн; 8 – заливная горловина; 9 – раскос; 10 – втулка; 11 – трасса подвода охлаждающей жидкости к радиатору

К системе охлаждения двигателя подсоединена трасса отопителя-вентилятора. Регулировать подачу охлаждающей жидкости к отопителю-вентиляторукраном (рис. 15), расположенным с правой стороны по ходу бульдозера.

В холодный период года кран открыть, тем самым подключить отопитель-вентилятор к системе. В теплое время года кран закрыть – подвод жидкости к отопителю отключен и вентилятор работает в режиме вентиляции.

Установка крана
Рис.15. Установка крана:
1 – рукав; 2 –штуцер;3 - кран

Жидкостныйотопитель HYDRONIC 35 (фирмы Eberspächer, Германия) установлен на двигатель (рис. 16) и предназначен для тепловой подготовки его к пускупри минусовых температурах окружающего воздуха. При работе с отопителем следует руководствоваться указаниями, изложенными в техническом описании по его эксплуатации.

Отопитель HYDRONIC 35подключенпараллельнок системе охлаждения двигателя исостоит из теплообменника и съемной горелки. В теплообменниквставлена камера сгорания, состоящая из жаровой трубы со смесительным устройством. Во фланце горелки установлен топливный насос, на фланце горелки под защитной крышкой установлены блок управления и электромотор.

Установка отопителя HYDRONIC 35
Рис.16. Установка отопителя HYDRONIC 35:
1 – бак; 2 – пробка заливной горловины;3 – кран Кр-12Д 1305000; 12 – патрубок; 4 – топливопровод подвода топлива; 5 – топливопровод слива топлива; 6 –трубопровод подвода холодной воды; 7 – трубопровод для горячей воды; 8 – газоход; 9 – отопитель HYDRONIC 35; 10 – водяной насос отопителя;11 – кран топливный отопителя; 12 – водяной насос двигателя
В – воздух для сгорания; С – выход отработанных газов; D – выход жидкость; Е – вход жидкости; F – подвод топлива; S – слив топлива

Отопитель HYDRONIC 35 работает только на теплоносителях типа«Тосол». Применение других теплоносителей категорически запрещается.

Для подачи топлива из бака 1 (рис.16) к отопителю открыть запорныйкран 3 и топливный кран 11отопителя.

По окончании прогрева двигателя запорный кран закрыть.

Вид топлива, в зависимости от температуры окружающего воздуха, приведен в руководстве по эксплуатации отопителя. Емкостьтопливного бака отопителя –7,5 л, ориентировочный расход топлива 4,2 л/час. Заливная горловина топливного бака закрыта пробкой. Пробка заливной горловины имеет отверстие для сообщения полости бака с атмосферой и отражатель. Для заправки бака использовать воронку с сеткой.

При заправке топливом отопитель всегда должен быть отключен.

Включается отопительHYDRONIC 35таймером «Easy start T» 2 (рис.5) управления, расположенного справа на панели управления.

Рабочее напряжение 24В.

Работа таймера описана в руководстве по эксплуатации отопителя HYDRONIC 35

После включения отопителя в течение первых 3 с. производится контроль деталей, затем приводится в действие водяной насос.

При температуре жидкости < 5°С автоматически включается электронагреватель топливной форсунки, затем электромотор и через 10 с. включается зажигание. Происходит открытие топливного магнитного клапана, за это время в камере сгорания образуется воспламеняемая смесь, которая зажигается высоковольтным источником зажигания. Горячие горючие газы протекают через теплообменник и отдают тепло теплоносителю.

Температура теплоносителя непрерывно автоматически контролируется по времени и при слишком быстром подъеме температуры, автоматически переключается на регулировочный перерыв (выключается) с последующей продувкой, после чего начинается новый цикл.

При выключении отопителя происходит запирание магнитного клапана, после чего следует продувка в течение 3 мин и отопитель автоматически отключается.

Водяной насос работает в продолжение всего рабочего цикла отопителя, включая регулировочные перерывы и продувку выключенного отопителя.

При первоначальном вводе отопителя в эксплуатацию необходимо:

- проверить на прочность и герметичность все соединения жидкостной системы охлаждения и системы подачи топлива;
- заполнить систему охлаждающей жидкостью;
- заполнить топливом бак.

Если при включении отопителя не происходит его запуск, следует повторить включение.

После повторных десяти неудачных попытках запуска отопителя, может произойти автоматическая блокировка блока управления, что не всегда является признаком неисправности отопителя.В этом случае следует обратиться в сервисный центр фирмы производителя.

Если при неоднократных повторных попытках включения отопитель не включается, проверить:

- наличие в баке топлива и его соответствие данному периоду эксплуатации;
- предохранители;
- электропроводку, соединения и точки подключения;
- систему подачи воздуха для сгорания или отвода отработанных газов;
- уровень охлаждающей жидкости в системе, В холодное время года охлаждающая жидкость должна содержать не менее 10% антифриза.
- Чтобы произвести аварийное отключение отопителя, в случае, когда отопитель не отключается таймером, отсоединить отопитель от АКБ, вынув предохранитель, или отключить аккумуляторные батареи.

Во избежание ожога при работе с подогревателемHYDRONIC 35 следует помнить, чтожидкостные трубопроводы и трассыотвода отработанных газов достигаютвысоких температур.

- При работе с отопителем соблюдать правила техники безопасности:
- при заправке топливом отопитель должен быть выключен;
- не эксплуатировать отопитель в закрытых помещениях;
- не проводить во время работы отопителя какие-либо работы на системе отвода отработанных газов, т.к. при процессе сгорания образуются выхлопные газы, содержащие ядовитые вещества;
- не вдыхать отработанные газы;
- при необходимости проведения работ на системе отвода отработанных газов, выключить отопитель и дождаться пока полностью остынут горячие детали, использовать защитные перчатки.

Рекомендуется вне отопительного сезона включать отопитель один раз в месяц на 10 мин.

Перед началом отопительного сезона произвести пробный запуск отопителя. Если при этом отопитель продолжительно дымит, появился необычный шум при горении топлива, сильный запах топлива или запах перегретых электрических деталей, отопитель выключить и проверить предохранитель. Если произошло аварийное отключение, выявить и устранить причину неисправности.

Выполнение работ по техническому обслуживанию отопителя:

- соблюдать общие указания по технике безопасности;
- отключить аккумуляторные батареи;
- после первых 2 ч. эксплуатации подтянуть шланговые хомуты;
- после замены топлива при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации, топливопровод и топливный насос отопителязаполнить топливом, проработав не менее 10 минут;
- при необходимости доливать охлаждающую жидкость, применение которой допущено заводом-изготовителем;
- дефектные предохранители заменять только предохранителями с заданным значением;
- проводить проверку электропроводки, выявлять повреждения изоляции, контакты и соединения должны быть прочными и без коррозии;
- после длительного перерыва в эксплуатации проверить и при необходимости прочистить отверстия системы подачи воздуха для сгорания и отвода отработанных газов.

Гидромеханическая трансмиссия

Гидротрансформатор с редукторомприводов (рис.17) обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя на планетарную коробку передач и привод насосов гидравлических систем бульдозера.

Гидротрансформаторзакреплен на двигателе. На маховике двигателя установлен фланец, передающий момент от двигателя на насосное колесо гидротрансформатора.

Гидротрансформаторимеетактивный диаметр лопастной системы 410 мм, что обеспечивает необходимое согласование его характеристик с двигателем ЯМЗ-236Н-3.

Шестерня насосного колеса гидротрансформатора находится в зацеплении с зубчатыми колесами откачивающего насоса, привода насосовНШ50А-3Л гидравлической системы питания, управления и смазки трансмиссии, НШ32У-3Л гидравлической системы управления трактором и НШ100А-3Л гидросистемы навесного оборудования.

На корпусе редуктора выполнены посадочные места для задних опор силового блока.

Кроме того, на корпусе редуктора установлены датчик температуры ТМ-100В (температура масла в ГТР) и датчикаварийного давления ММ-126Д (давление масла на выходе из ГТР).

Гидротрансформатор с редуктором приводов
Гидротрансформатор с редуктором приводов
Рис.17. Гидротрансформатор с редуктором приводов:
1 – откачивающий насос; 2 – крышка; 3 – насос НШ100А-3Л; 4 – клапан; 5 – сапун; 6 – датчик указателя температуры ТМ-100В; 7 – датчик аварийного давления ММ-126Д;8 – насос НШ32У-3Л;9 – насос НШ50А-3Л; 10 – корпус; 11 – вал;
12 – фланец;13, 15, 18 – корпус; 14 – колесореакторное; 16 – колесо турбинное; 17 – колесо насосное; 19 – колесо зубчатое; 20, 23 – подшипник;21 – манжета; 22 – ось;24 – пробка;
25 –клапан слива

Карданный вал (рис. 18) увеличенной длины с уменьшенным диаметром, вследствие чегоизмененасоединительная полумуфта.

Коробка передач выполнена с уменьшенной полумуфтой и согласующим редуктором с измененным передаточным числом, что обеспечивает необходимые скорости и тягу бульдозеру.

Кардан
Рис.18. Кардан:
1 – крестовина; 2 – масленка; 3 – полумуфта; 4 – крышка; 5 – вал карданный; 6 – болт

В гидросистеме питания, управления и смазки ГМТ применен фильтр марки FMM0503BAG1M60NP03N7 с перепускным клапаном и визуальным индикатором засоренности фирмы MPFILTRI S.p.A/ Италия.

В ЗИП бульдозера приложен сменный фильтрующий элемент марки HPO503M60NP03.

Гидравлическая система питания, управления и смазки ГМТ
Рис.19. Гидравлическая система питания, управления и смазки ГМТ:
1 – радиатор; 2 – датчик аварийного давления ММ129; 3 – фильтр FMM0503BAG1M60NP03N7;
4 – гидротрансформатор; 5 – насос НШ 100А-3Л; 6 – клапан выхода из ГТР;7 – датчик аварийного давления ММ128; 8 – датчик указателя температуры ТМ100-В; 9 – насос НШ32У; 10 – планетарная коробка передач; 11 – труба подвода масла к ГТР; 12 – блок реверса; 13 – блок клапанов; 14 – блок передач;
15 – рукав высокого давления подвода масла от фильтра ФГ 85-00-3; 16– датчик аварийного давления ММ111-В; 17 – клапан смазки ПКП; 18 – фильтр ПКП; 19 – насос НШ50А-3; 20 – насос откачивающий НМШ-25-00-00

На переходнике слева от крышки фильтра установлен датчик аварийного давления 2, который при падении давления в гидросистемесрабатывает и подает сигнал на включение контрольной лампына панели приборов.

Гидравлическая система бульдозера и навесного оборудования представлена на принципиальной схеме (рис.21) и схеме соединения (рис.20).

Насосы гидравлических системустановлены на согласующем редукторе гидротрансформатора (рис.17), соответствующим образом изменены гидравлические трассы

Применен трехсекционный гидрораспределитель НС-Д12 фирмы «Hydrocontrol» (Италия) (рис.22).

Гидробак 16 (рис.13) с визуальным уровнем жидкости (рис.23) установлен слева на кронштейне платформы кабины.

Схема соединений гидросистемы навесного оборудования и управления бульдозером
Рис.20. Схема соединений гидросистемы навесного оборудования и управления бульдозером:
1 – бак; 2, 4, 7 – труба; 3, 5, 6 – рукав;8 – гидрораспределитель НС-D12; 9 – золотник управления гидроцилиндром отвала; 10 – золотник управления гидроцилиндром перекоса;
11 – золотник управления гидроцилиндром рыхлителя; 12– насос НШ50; 13 – насос НШ32;
14 – сервомеханизм; 15 – насос НШ100; 16 – рукав РВД25; () – нагнетание;( - - - - -) – слив.

Гидросистема управления бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

В связи с применением гидрораспределителя «Hydrocontrol» HC-D12 (рис.22) и новой конструкции бака гидросистемы претерпела изменения схема гидросистемы управления бульдозерным и рыхлительным оборудованием (рис.21).

Гидросистема управления бульдозерным и рыхлительным оборудованием (принципиальная схема)
Рис.21. Гидросистема управления бульдозерным и рыхлительным оборудованием (принципиальная схема):
1 – сливной клапан; 2 – уровень жидкости визуальный с термометром; 3 – заливная горловина; 4 – сапун с механиз-мом клапанов; 5 – гидроцилиндры рыхлительного оборудования; 6– гидрораспределитель фирмы «Hydrocontrol» HC-D12 (Номер для заказа НС-D12/3/IL 009 (200) AG05/(WOO1B H004 F001A RPG0,5×2) (W 012B H004-F005A RPG-05 (ТК-AG-06)); 7 – гидроцилиндры подъема и опускания отвала; 8 –гидрозамок; 9 – гидроцилиндр перекоса отвала; 10 – клапан максимального давления; 11 – сигнализатор засоренности гидросистемы; 12 – фильтр; 13 – гидробак (емкостью 90 литров); 14 – насос шестеренный НШ100А-3Л; 15 – сифон; А – к насосу НШ-32 гидросистемы управления трансмиссией
Гидрораспределитель НС-D12
Рис.22. Гидрораспределитель НС-D12:
1 – штоки золотников; 2 – клапан максимального давления Рмаx=20 МПа; 3 – золотник подъема отвала с плавающим положением;
А1-А3, Б1-Б3 – подводы к трассам гидроцилиндров;
Т – выход; Р – вход

Вместо двух смотровых окон уровня масла на задней плоскости гидробака установлен уровень жидкости визуальный (рис.23).

Уровень жидкости визуальный с термометром на задней стенке бака гидросистемы бульдозера
Рис.23. Уровень жидкости визуальный с термометром на задней стенке бака гидросистемы бульдозера